09:30:07 Закончится ли бум на искусство? | |
Богатые покупатели тратят крупные суммы на искусство. Но долго ли продлится этот бум? Как всегда, все началось с денег. В последние годы у российских олигархов их было в изобилии, и они тратили их на дома и яхты. Теперь же они строем двинулись в аукционные дома, занимающиеся продажей предметов искусства, где покупают не только отечественное художественное наследие, но и серьезные произведения западного искусства. Аукцион Sotheby's, несколько недель назад открывший офис в Москве, за первые шесть месяцев этого года довел продажи до 60 млн фунтов. Это огромная сумма, учитывая, что доход от продажи всех русских произведений искусства за 2000 год составил всего 2 млн фунтов. Русские покупают все подряд, говорит британский глава Sotheby's лорд Полтимор. "Традиционные предметы искусства, такие как яйца Фаберже, фарфор и серебро, идут очень хорошо, но кроме того, еще и русская живопись с 1850 года до революции. На самом деле, вообще все, все русское сейчас очень популярно, и 99% покупателей – это русские". Полтимор вспоминает одну британку, которая недавно решила продать картину русского художника, доставшуюся ей по наследству от русской бабушки. "Она была потрясена, когда ее картину оценили в 100 тысяч фунтов, и еще больше потрясена, когда ее продали за 250 тысяч фунтов. Это отличный рынок, и даже современное российское искусство 1970-х продается за огромные деньги. Покупатели – это в основном люди вроде олигархов, которые скупили дома по всему миру и теперь хотят что-то повесить на стены". Аукционные дома также с радостью сообщают, что русские покупают не только русское искусство. В начале этого года в Нью-Йорке загадочный мужчина средних лет на аукционе Sotheby's купил за 51,5 млн фунтов картину Пикассо – потрет его любовницы "Дора Маар с котом". Покупают они также картины старых мастеров, ювелирные украшения, мебель и ковры. Искусство для них является инвестицией, статусом, еще одной игрушкой в игре под названием "у кого больше игрушек, тот и выиграл". Покупая серьезные произведения искусства, российские миллиардеры приобретают социальный знак отличия и осязаемую манифестацию своего могущества. Подобно американским промышленникам начала XX века – Фрикам, Карнеги и Меллонам, которые покупали только картины известных художников в качестве инвестиции, – они сознательно покупают статус, приобретая предметы искусства. В конце концов, великое и бессмертное искусство всегда продавалось и ценилось за могущество, которое оно символизирует, не меньше, чем за его эстетические свойства. Ценные предметы искусства воплощают благосостояние, умудренность и власть. Оно может быть полезно в качестве товара потребления. Однако активность русских только одна сторона аукционного бизнеса, который в последние несколько лет процветает. Еще никогда на нашей памяти не было такого интереса к покупке произведений искусства, как сейчас. И аукционный дом Christie's, и Sotheby's отмечают резкий скачок продаж в первом полугодии этого года. Сочетание высококачественного товара, жаркой атмосферы аукционов, растущего количества сверхбогатых покупателей привело к стремительному росту цен. Аукционисты не устают удивляться частоте, с которой ставятся новые рекорды, и их масштабам. Цены на такие "голубые фишки", как работы Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Роя Лихтенштейна и Энди Уорхолла, растут и растут. Рекордная цена на Лихтенштейна, например, за последние три года выросла с 7 млн долларов до более чем 16 млн долларов. "В отличие от предыдущих периодов всплеска, – отмечает Лиза Кинг, международный управляющий директор Christie's, – этот бум не касается только какой-то одной категории. В конце 1980-х и в начале 1990-х, например, высокие цены были в основном на импрессионистов и главным образом за счет японских корпоративных покупателей. На этот раз охват более широкий и более равномерный. Все категории идут хорошо, а географический разброс покупателей шире, чем когда-либо". Недавно Christie's открыл офис в Дубае, чтобы освоить новый рынок покупателей на Ближнем Востоке и Индийском субконтиненте. Несмотря на ухудшающуюся политическую ситуацию на Ближнем Востоке, руководство Christie's уверено в росте бизнеса в регионе и планирует провести еще одну продажу в Дубае современного индийского, ближневосточного и западного искусства и украшений. В то время как эти новые рынка весьма многообещающи, традиционные покупатели в США и Европе также очень активны. Типичный представитель этого класса покупателей – Стивен Коэн, менеджер хеджевого фонда с Уолл-стрит. Он купил акулу в формальдегиде Дэмиена Херста и потратил 32 млн долларов на "Супермена" Уорхолла. Ему принадлежат также работы импрессионистов и "старых мастеров", кроме того, на него работает целая компания экспертов, которым он платит, чтобы они давали ему советы. Однако как долго этот бум продлится? "Этот бизнес, безусловно, имеет циклический характер, – говорит Полтимор. – Однако появились новые рынки, такие как Россия, где мы только начали работать. Продажи современного китайского искусства взлетели до небес. Эти сферы будут какое-то время продолжать расти". | |
|