00:19:46 Изобразительное искусство | |
изобразительное исскуство АБРИС — линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения (при колорировании, в процессе работы нал цветной литографией). АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими. АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ — вспомогательная дисциплина в системе специального художественного образования; отрасль анатомии, изучающая свойства человеческого тела в зависимости от его внутреннего строения, основывающаяся на анализе мускулатуры и скелета. AНФАС, фас — изображение портретируемого лицом к зрителю, спереди. АППЛИКАЦИЯ — способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на бумагу, ткань и т. п. разноцветных кусочков различных материалов другого цвета и выделки. АРХЕТИП — в средневековой христианской эстетике исходный, начальный образ (священное лицо, событие), к которому восходит содержание образов христианского искусства (икон, росписей, миниатюр). А СЕККО, секко — разновидность техники стенных росписей; выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью АССИСТ — В средневековой живописи линии или орнаментальные молитвы, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою. АСФАЛЬТ, битум — темно-коричневая прозрачная краска. АТРИБУЦИЯ — установление в ходе комплексной научной экспертизы авторства произведения, места и времени его создания. БЛИК — отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов. ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом. ВАРИАНТ — художественное произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему. ВАЛЕР — оттенок тона, выражающий в соотношении с другими оттенками определенное количество света и тени. ВЕНЗЕЛЬ — переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор. ВИНЬЕТКА — в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера) в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки. ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п. ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — техника живописи, где в качестве связующего вещества используется воск. ВОХРЕНИЕ, охрение — в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела. ВЫРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внутреннего содержания явлений действительности (чувств, психологического состояния человека и др.); раскрывается через изображение и его декоративную структуру. ГАММА — ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения. ГАРМОНИЯ — согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении. ГОРИЗОНТ — в теории перспективы условная прямая, соответствующая видимому горизонту; может располагаться художником близ верхнего или нижнего края картины и быть соответственно высоким или низким. ГОХУА, чжонгохуа — китайская национальная живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах. ГРАВИРОВАНИЕ— вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок. ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж. ГРАДАЦИЯ — последовательное, постепенное чередование, изменение цвета, тона, светотени; согласованное следование оттенков, вместе создающих гармоническое целое. ГРАФИКА — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению — прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения — уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок — народная картинка. ГРАФИЧНОСГЬ — художественное качество в пластических искусствах, связанное с использованием возможностей графики; лаконичная выразительность линии и светотени. ГРИЗАЙЛЬ — однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф, выполняет роль декоративной росписи или панно. ГРОТЕСК — тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. ГРУНТ — 1) в живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью прилать поверхности нужные художнику технологические качества; бывает клеевым, масляным или эмульсионным; 2) в технике углубленной гравюры — слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы ГУАШЬ — краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя. ДВИЖЕНИЕ — перемещение в пространстве; пластические искусства находят возможность внести движение в неподвижные композиции. ДВИЖКИ, оживки, отметины — в технике древнерусской живописи белильные блики, завершающие пробелку и вохрение. ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ - является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. ДЕКОРАТИВНОСТЬ — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты. ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла. ДЕФОРМАЦИЯ — отступление от воспринимаемой глазом натуральной формы, преобразование видимой формы. ДИОРАМА — лентообразная, изогнутая в плане полукругом картина передним предметным планом. ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в русской иконе предшествующее изображению лица и открытых частей тела изображение пейзажа, архитектуры, одежды. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются. ДОСКА — пластина или плита из металла, дерева и др., на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания. ДОСКА ИКОННАЯ, лузга — специальным образом обработанная доска с углубленным средним полем — ковчегом, на котором писалась икона. ДРАПИРОВКА — изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки. ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету. ЖИВОПИСНОСТЬ — яркость, выразительность; свойства художественного исполнения, характерные прежде всего для станковой живописи. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительных искусств, ее произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность; явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений, объединяющие разные этнические и культурно-конфессиональные миры; основные разновидности — станковая и монументальная. ЖИВОПИСЬ НA ШЕЛКЕ — распространена главным образом в искусстве стран Дальнего Востока, ей присуща особая фактурно-пространственная выразительность. ЖИВОПИСЬ ПО-СЫРОМУ, алла прима — разновидность масляной живописи, требующая окончания работы до подсыхания красок. ЖУХЛОСТЬ — в масляной живописи ненормальные изменения в высыхающем красочном слое. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ — в масляной живописи работа по восстановлению прочности красочного слоя, начавшего отделяться от грунта или основы. ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним. ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения. ЗНАТОЧЕСТВО — направление в искусствознании, поставило главной целью совершенствование методики атрибуции произведений искусства. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — пропорция, при которой одна из двух составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого; пропорции золотого сечения отражают фундаментальные закономерности образования и строения форм природы. ИДЕАЛ — в пластических искусствах высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеческом образе. ИДЕАЛИЗАЦИЯ — метод художественного обобщения, заключающийся в обработке натуральных наблюдений путем приближения их к идеальным прообразам. ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку. ИЕРАТИЗМ — специфика канонических выразительно-стилевых приемов искусства древнего мира и средневековья; застылостъ изображений и т. п. ИЗОБРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика. ИКОНА — живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве. ИКОНОГРАФИЯ — система вариантов изображения определенного персонажа, лица и события, трактовки какого-либо сюжета. ИКОНОПИСЬ — вид станковой религиозной (главным образом православной) живописи, обладающей специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения; главной ее функцией было создание молельных образов, воплощающих сверхчувствительные представления в чувственно воспринимаемых формах. ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ — украшение рукописной книги миниатюрами. ИЛЛЮСТРАЦИЯ — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: предметов быта, промышленных изделий и др. ИСКУССТВОЗНАНИЕ— 1) комплекс наук о всех видах художественного творчества; 2) наука о пластических искусствах. КАЛЛИГРАФИЯ — искусство красивого и четкого письма, сообщает ему декоративную красоту и образную графическую выразительность. КАНОН — 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом. КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение. КАРТИНА, холст, полотно — станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи. КАРТОН — вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь. КИСТЬ — основной инструмент для живописи, изготовляется из волоса или шерсти. КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись, в которой связующим веществом служит животный или растительный клей. КЛЕЙМО иконное — небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего замысла иконы. КОЛЕР — окраска, цвет. КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов. КОЛОРИТ — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА — изображения, выполняемые из одинаковых мелких элементов, составляются набором на пульте компьютера. КОНТРАПОСТ — контрастное расположение симметричных или противостоящих друг Другу частей человеческого тела. КОНТРАСТ — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств. КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности. КОПИЯ — точное воспроизведение художественного произведения, КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ — письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски. КРАКЕЛЮР — растрескивание фунта, красочного слоя или лака картины. КРАСКИ — жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие хорошей окрашивающей способностью. Известны бистр, охра, сепия и др. КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из двух основных видов скульптуры. ЛАК — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником. ЛЕВКАС — грунт иконы и фрески. ЛЕПКА — процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска. ЛЕССИРОВКА — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя. ЛИНИЯ — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции. ЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в иконописи совокупность приемов изображения и самоизображения ликов и других открытых частей тела. ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ — основной и неизменный, характеризующий окраску самого предмета. МАЗОК — след кисти на поверхности красочного слоя. МАНЕРА — совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника. МАРИНА — картина, на которой изображен морской пейзаж. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — живописная техника, основанная на применении растительного масла в качестве связующего вещества. МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника. МАСТЕРСТВО — высокая степень художественного совершенства в создании произведений искусства. МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами. МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве. МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — техника монументально-декоративной живописи, в которой связующим веществом служит растворимое стекло. МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов. МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ — техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевок, прописки, лессировка), разделенными перерывами для полного просыхания краски. МОДЕЛИРОВКА — выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре). МОДЕЛЬ — 1) человек, позирующий художнику; 2) скульптурный оригинал (из гипса или воска), с которого снимается форма (слепок) для перевода оригинала в твердый материал, для отливки или увеличения. МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов - кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. МОЛЬБЕРТ — деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и др. на различной высоте и часто с различным наклоном. МОНОХРОМИЯ — использование одного цвета. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — ряд живописи, непосредственно связанный с архитектурными сооружениями или специальными конструкциями. К ней относят фрески, мозаики, панно, витражи, сграффито и т. п. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний. МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др. МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость. МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания. МУШТАБЕЛЬ — легкая длинная деревянная палочка с шариком на конце, служащая опорой для руки, держащей кисть. НАБРОСОК — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро исполненные, чтобы зафиксировать наблюдение или замысел художника. НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве — эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ — знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности — петроглифы, писаницы. НАСЛЕДИЕ — произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства. НАТУРА — предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель. НАТУРЩИК, натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие. НИМБ — в христианском и буддийском искусстве условное изображение в виде круга сияния вокруг человеческой головы, символ святости. НОВАТОРСТВО — коренное изменение образной системы, ведущих идей, содержания и формы искусства. НОРМАТИВНОСТЬ — ориентация на непреложное правило, норму; присуща любой художественной культуре, устанавливающей канон религиозного, социального, идеологического характера. НЮАНС, ОТТЕНОК — тонкое различие, градация цветового или светотеневого тона. ОБРАЗ художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — вид линейной перспективы; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону. ОЛЕОГРАФИЯ — многоцветная литография, рассчитанная на воспроизведение масляной живописи. ОПИСЬ — в иконе и фреске очерчивающие формы тонкие коричневые или красные линии, завершающие работу. ОРИГИНАЛ — 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии. ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты. ОСНОВА — материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др. ПАВОЛОКА — в иконе кусок холстины, приклеенный к поверхности доски, перед нанесением левкаса. ПАЛИТРА — небольшая тонкая овальная или четырехугольная доска для смешения красок. ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом. ПАНОРАМА — синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — вид перспективы, в котором параллельные линии изображаются как параллельные; точка их пересечения (центр проекции) перенесена в бесконечность. Характерна для дальневосточной живописи. ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры. ПАСТОЗНОСТЬ— в технике масляной живописи, темперы, живописи с синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство; проявляется в неровности красочного слоя, пластичном мазке. ПЕРЕВОД — 1) перенос основных контуров изображения с подготовительного рисунка на холст, гравюрную доску, штукатурку; 2) в реставрации живописи перенесение красочного слоя на новую основу. ПЕРО — инструмент для рисования жидким красящим веществом. ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПИНАКОТЕКА — хранилище произведений искусства. ПЛАКАТ — вид графики; изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных и учебных целях. ПЛАСТИКА — 1) то же, что скульптура; 2) определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений. ПЛАСТИЧНОСТЬ — художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки. ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях. ПОВТОРЕНИЕ — авторская копия художественного произведения в размере оригинала. ПОДДЕЛКА — произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера. ПОДЛИННИК — 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ — имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого. ПОЛИПТИХ — 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями. ПОЛИХРОМИЯ - многоцветность. ПОНОВЛЕНИЯ — неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности. ПОЧЕРНЕНИЕ — изменение цветовых свойств краски с ослаблением ее светосилы в результате физико-химических изменений в красочном слое. ПРИЕМ — присущий художнику или художественной школе технический способ решения частной задачи. ПРОМЫВКА — в реставрации живописи освобождение поверхности картины или рамы от пыли и копоти. ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА — вид прикладной художественной графики; обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, рекламные издания) и сферу управления производства (бланки, конверты). ПРОПОРЦИЯ — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом. ПРОФИЛЬ — в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения. ПРЯМАЯ РУБКА — высекание скульптуры из мрамора или других пород камня непосредственно автором скульптуры. ПУАНТИЛИЗМ — прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками, наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. ПУТТИ — дополняющие и украшающие композицию изображения эротов (амуров), гениев или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков; излюбленный мотив в искусстве Возрождения. РАЗМЫВКА — 1) техника работы кистью с обильным применением воды; 2) вид литографии. РАКУРС — сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения. РАМА — оформление произведения живописи и графики, фотографии по периметру с целью выделить изображение из окружения. РАСТВОРИТЕЛЬ — жидкость для разжижения красок и лаков и для смывки красочного слоя. РАСТУШЕВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом. РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф). РЕПЛИКА — копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями, выполненная автором, при его участии и пол его наблюдением. РЕСТАВРАЦИЯ — укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства. РЕТУШЬ — частичные исправления изображения. РИСУНОК — изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. РИТМ — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств. РОСПИСЬ — живопись (орнаментальная или сюжетная), украшающая архитектурные сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности. СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения. СВЕТОСИЛА — степень относительной светлоты единичного цветового тона; воспринимается через соотношение с другими тонами как элемент светотени. СВЕТОТЕНЬ — распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО — входит в состав краски и определяет все ее специальные свойства, за исключением цвета. СГРАФФИТО — способ монументальной живописи и декоративной отделки стен: рисунок, выполненный процарапыванием хорошо высохшей светлой краски, покрывающей темный штукатурный слой. СЕАНС — время работы художника в пределах одного дня без длительного перерыва, перемены модели и задания. СИГНАТУРА — подпись художника на картине СИЛУЭТ — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета. СИМВОЛ — разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему. СКЛАДЕНЬ — створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле. Двухчастный складень называется диптих, трехчастный — триптих. СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки. СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса. СОУС — материал для рисования, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея. СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части. СТАНОК скульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры. СТАФФАЖ — небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию. СТИЛИЗАЦИЯ — 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте. СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства. СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, скульптора, фотографа; 2) самостоятельное учебное заведение для подготовки живописцев и скульпторов. СФУМАТО — прием в живописи, мягкость моделировки. ТАБЛЕТКА — икона Небольшого размера, обычно двусторонняя. ТАНКА — тибетская и монгольская икона в форме свитка, выполненная на загрунтованном холсте. ТЕМПЕРА — эмульсионные краски; картина, написанная такими красками. ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения. ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения. ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. ТЕЧЕНИЕ — художественная общность, объединяющая приверженнее одного из вариантов стиля или направления. ТИПАЖ — выбор модели по общим признакам, которые считаются присущими какой-либо группе людей. ТОН — 1) исходный, простейший элемент светотени в натуре и в художественном произведении; 2) исходный простейший элемент цвета, колорита в действительности и в произведении искусства; 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени (шкалой светотеневых градаций); 4) общий цветовой строй художественного произведения или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий единство колориту. ТОНАЛЬНОСТЬ — общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики. ТОНДО — станковое живописное произведение или структурный рельеф, имеющие круглую форму. ТОНИРОВАНИЕ — подцветка поверхности художественного произведения. ТРАДИЦИЯ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи. ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал. ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем. УСЛОВНОСТЬ — свойство искусства, состоящее в неотождествленности его произведений явлениям изображаемой в них действительности. ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки. ФОН — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции. ФОРМА — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур их объемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса. ФОРМОВКА — процесс изготовления форм. ФРАГМЕНТ — элемент картины. ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками. ФРОНТАЛЬНОСТЬ — изображение человека, животного, здания, предмета лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо расположенными к зрителю; расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — 1) специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания; 2) степень эстетического совершенства художестве иного произведения. ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств. ЦВЕТ — 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета. ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства. ШКОЛА — длительное художественное единство, преемственность принципов и методов. ШЛИФОВКА — гладкая обработка поверхности, завершающая процесс высекания из камня скульптуры. ШТРИХ — линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования. ШТРИХОВКА — система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени. ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения. ЭСКИЗ — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера. ЭСТАМП — оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия). ЭТЮД — предварительное изображение предмета с натуры; художественное произведение вспомогательного характера. ЭТЮДНИК — ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда. | |
|