22:55:41 Искусство комикса | |
Эстетические образы, созданные художником Мебиусом в анимационной рапсодии «Арзак», как будто скрывают великую тайну. Своей глубиной и изяществом они напоминают легенду о Будде, указующем на цветок
Помните ли вы французский полнометражный фантастический мультфильм «Властелин времени», с успехом шедший на экранах еще советских кинотеатров в середине 80−х? У меня до сих пор всплывает в памяти яркая картинка из фильма: как прожорливые черви хватают необычного, но забавного четвероногого друга героя фильма, малыша Пьеля, оказавшегося в одиночестве на незнакомой планете Пердида, где нет ни одного человеческого существа, а живут странные и небезопасные создания. «Властелин времени» был создан в 1982 году известным французским режиссером-аниматором Рене Лалу и самым популярным во Франции художником, автором комиксов, Жаном Жиро, носящим творческий псевдоним Мебиус. С творчеством этого художника, превратившего комикс и жанр фэнтези в настоящее искусство, наш зритель почти не знаком. А между тем оно имеет солидную историю. Жан Жиро родился после окончания Второй мировой войны, в эпоху, когда формировалась новая Франция, великий французский миф середины ХХ столетия. Тогда философы Альбер Камю и Жан-Поль Сартр создавали концепцию экзистенциализма, а режиссеры Буньюэль и Годар – «Новую волну», действовали террористические бригады, произошла студенческая революция 68−го, а звездами экрана стали Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. В это время и появляется la bande dessinеe, франко-бельгийский комикс – одним из ведущих художников и непререкаемым авторитетом которого становится Жиро. В то время во Франции существовали две школы комиксов: религиозная и антирелигиозная. Но, по собственному признанию художника, на него большое влияние оказали американские комиксы Уолта Диснея и Алекса Рэймонда. Жиро стал публиковать свои графические иллюстрации в католической прессе уже в 1956 году. Затем увлекся созданием комиксов в жанре «вестерн» для журнала «Спиро». Первую известность ему принесла серия комиксов «Блюберри». В 70−х годах Жиро обращается к научно-фантастической литературе, переживающей взлет. Он начинает сотрудничать с британским журналом фантастики «Новые миры», который возглавляет знаменитый во всем мире писатель-фантаст, поэт и музыкант Майкл Муркок. Жиро занялся иллюстрацией научно-фантастических книг Майкла Муркока, Сэмюэля Дилэни, Филипа Дика, Роджера Желязны и Джека Вэнса. В это же время Жиро начинает рисовать короткие абсурдистские комиксы-новеллы и подписываться псевдонимом Мебиус. В 1975 году Мебиус с друзьями создает лучший европейский журнал комиксов «Кричащий металл», где впервые публикует короткие истории о приключениях Арзака. Изощренная графика с сюрреалистическим сюжетом становится визитной карточкой метра фэнтезийного комикса. Мелкие штрихи, создающие объем, элегантные и легкие линии, яркие краски – графические приемы начала ХХ века, свойственные стилям «модерн» и «арт-нуво», обрели свою вторую жизнь в психоделические 70−е. Мебиус знакомится с другим не менее известным создателем комиксов, сценаристом, другом Карлоса Кастанеды, знатоком мифологии Южной Америки, мистики и метафизики Алехандро Ходоровским. С этого момента художник выходит за рамки простого придумывания и рисования комиксов и начинает работать над экранизацией фильмов и мультфильмов. Мебиус (он рисовал эскизы костюмов и техники) совместно с Ходоровским, швейцарским художником Руди Гигером и Сальвадором Дали работают над экранизацией романа Фрэнка Херберта «Дюна», режиссером которого становится Дэвид Линч. Затем следуют закрепивший за художником славу мастера экранизаций сториборд к фэнтези «Виллоу» Рона Ховарда в 1988 году и участие в анимационном проекте «Малыш Немо» по комиксу Виндзора Маккея. Далее – работа с Ридли Скоттом над экранизацией «Чужих» (где они вместе с Гигером создали визуальную концепцию фильма: Гигер придумал образ самого монстра, а Мебиус – скафандры и дизайн техники) и «Бегущего по лезвию бритвы». А также с Люком Бессоном в «Пятом элементе», Джеймсом Камероном в «Бездне», пионером «цифры» Стивеном Лисбергером в фильме «Трон», персонажи которого были впервые почти полностью созданы на компьютере. И, наконец, уже в ХХI веке француз и буддист, наследник дадаистов и сюрреалистов, сюжеты для которого сочинял сам Феллини, провозглашенный национальным достоянием Франции шестидесятилетний Мебиус становится режиссером, сценаристом и художником анимационного комикс-сериала «Арзак». С этим сериалом, как и с «Властелином времени», наш зритель может познакомиться на DVD. Это первая полностью самостоятельная работа культового художника в анимации, сделанная для телевидения. Арзак – хмурый воин с монголоидными чертами лица, летает на птероиде над пустыней «Б», которая одновременно является и пустыней, и планетой, и звездной системой, и, самое главное, миром фантазии Арзака. Этот мир, где опасность подстерегает на каждом шагу, где смерть таится за каждой песчинкой и камнем, – одновременно безжалостная реальность и плод воображения. Тень от птероида Арзака всегда падает там, где находится центр пустыни. Это гиблое место – царство грез и безграничной фантазии, пустыня одиночества и божественной созидающей любви. Мебиус рисует изящные вариации-размышления о том, что за любовью следует смерть, а за воображением – неумолимое, все разрушающее ничто. Психоделические этюды навевают глубинные переживания. Арзак и автор сливаются в одно целое. Арзак-Мебиус – солдат экзистенции и самурай пустоты, восстанавливающий хрупкий порядок своей распадающейся вселенной. В «Песне об Арзаке» обнаруживает себя кристально чистый авторский стиль Мебиуса, видения которого сопровождает медитативная музыка Zanpano. | |
|